«Вот мой адрес: станция Лопасня Московско-Курской дороги, село Мелихово» — сообщал корреспондентам Антон Павлович Чехов в марте 1892 года. За семь лет писатель построил здесь три школы, дорогу и почту, вылечил несколько сотен крестьян и написал более 40 произведений, в том числе знаменитые пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».
В начале 1892 года на глаза молодому литератору и врачу Антону Чехову попалась газета «Курьер». Там он увидел объявление о продаже имения в селе Мелихово, которое в то время принадлежало художнику Николаю Сорохтину.
22 февраля 1892 года Антон Павлович поделился своими планами с драматургом Билибиным: «Волею судеб покупаю себе угол не в Малороссии, а в холодном Серпуховском уезде, в 70 верстах от Москвы. И покупаю, сударь, не 10 – 20 десятин, как хотел и мечтал, а 213. Хочу быть герцогом». В письме владельцу имения Бабкино Алексею Киселеву писатель сообщал: «А вот Вам подробности. Не было хлопот, так купила баба порося! Купили и мы порося — большое, громоздкое имение».
В конце XIX века Мелихово окружали поля, березовые рощи, бесчисленные мелкие речушки. В селе стояли сорок крестьянских дворов и одна деревянная церковь. Чехов прожил здесь семь лет — с 1892 по 1899 год. Этот период считается одним из самых плодотворных в жизни и творчестве писателя.
В Мелихове Чехов бесплатно оказывал медицинскую помощь больным крестьянам, строил школы, управлял делами в Серпуховском земстве, а также занимался усадебными делами: принимал гостей, обновлял постройки и ухаживал за огородом.
Близкий друг чеховской семьи Татьяна Щепкина-Куперник вспоминала досуг писателя: «Жизнь в Мелихове шла мирно и тихо. Все свободное от работы и занятий время Антон Павлович проводил в саду. Он сам сажал, высеивал, обмазывал яблони чем-то белым, подрезал розы и гордился своим садом». Сам же Чехов свое отношение к саду описывал так: «Питаю слабость к фруктовым деревьям», «Я посадил в саду около сотни тюльпанов, лилий, нарциссов, гиацинтов…».
В семье Чеховых любили играть в лото. Отголоски этого можно найти в чеховской «Чайке», которую автор писал именно в Мелихове. Чтобы испытать вдохновение перед постановкой пьесы, многие режиссеры и актеры приезжают в Мелихово.
Также здесь из-под пера писателя вышли произведения: «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Страх», «Черный монах», «Бабье царство», «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Три года», «Моя жизнь», «Душечка», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Мужики», «По делам службы», «Остров Сахалин» и «Дядя Ваня».
Мария Павловна, сестра Чехова, занималась в Мелихове живописью. На многих ее этюдах изображены уголки парка, окрестности усадьбы, деревенские пейзажи. Ее работы хвалили художники Исаак Левитан и Валентин Серов.
Павел Егорович, отец семейства, частенько запирался в своей комнате, чтобы поиграть на скрипке и попрактиковаться в церковном песнопении.
«Мой кабинет прекрасно освещен сплошными итальянскими окнами и просторнее московского», «Сижу в своем кабинете с тремя большими окнами и благодушествую», — писал Антон Павлович.
С 1940 года в усадьбе Антона Чехова открыт музей-заповедник «Мелихово». В кабинете представлены подлинные вещи писателя: фотография композитора Петра Чайковского с личным автографом, подписанные авторами книги, различные записки.
На столе писателя стоит фотография красивой женщины — Лики Мизиновой. Мария Павловна вспоминает, как она впервые пригласила ее в дом: «После знакомства с нашей семьей Лика сделалась постоянной гостьей в нашем доме, стала общим другом и любимицей всех...».
Кроме бесценных фотографий на рабочем столе писателя можно заметить фрагмент рукописи Антона Павловича, его перьевую ручку, а также старинную чернильницу.
Рядом, на камине, стоит полотняный портфель с надписью «Перепись 1897 г.». Чехов лично занимался переписью крестьян в двух деревнях — Мелихове и Бершове.
В чеховской семье очень бережно относились ко всем вещам: ничего не выкидывали и всегда возили с собой. В столовой мелиховского дома стоит фаянсовый сервиз, на столике возле самовара — красная фаянсовая сахарница, напоминающая горшочек с двумя ручками и крышечкой. Оба предмета всегда переезжали вместе с хозяевами.
Еще один путешествующий предмет — громоздкий потертый чемодан. О нем Чехов даже писал издателю газеты «Новое время» Алексею Суворину: «Чемодан мой, милейший сундучок, оказался неудобным в дороге: занимает много места, толкает в бок, гремит, а главное — грозит разбиться. «Не берите с собой в дальнюю дорогу сундуки!» — говорили мне добрые люди, но этот совет припомнился мне только на полдороге. Что ж? Оставляю свой чемодан в Томске на поселении, а вместо него купил себе какую-то кожаную стерву, которая имеет то удобство, что распластывается на дне тарантаса, как угодно. Заплатил 16 рублей».
В семье Чехова любили чаепития. «По нескольку раз в день я пил чай, всякий раз по три стакана, с лимоном» — делился Антон Павлович. Поэтому особенно ценным предметом в музее является чайная пара, которой пользовался писатель в последние годы своей жизни.
Также в музейных коллекциях хранится одиннадцать мемориальных писем Чехова.
В 1897 году здоровье Чехова резко ухудшилось, и врачи рекомендовали ему не жить в Мелихове зимой и осенью. В октябре 1898 года умер Павел Егорович Чехов. В это время Антон Павлович находился в Ялте. Он страшно переживал смерть отца и волновался за беспомощную мать и сестру, на которых свалилась беда. Тогда же Антон Павлович размышлял и о будущем усадьбы: «Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то житье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».
Через некоторое время семья Чеховых продала имение и переехала в Ялту.
Александр Попович