В 1694 году усадьба в Вяземах была пожалована Петром I князю Голицыну. Через 90 лет по приказу правнука боярина на территории построили дворец. Во время Отечественной войны его посещали Михаил Кутузов и Наполеон I. Александр Пушкин часто приезжал в Большие Вяземы из соседней деревни Захарово. Сейчас оба имения входят в состав музея-заповедника, названного в честь поэта. О самых интересных экспонатах и предметах интерьера, хранящихся в голицынском доме, читайте в материале портала «Путь-дорога».
Буфетная объединялась с кухней и другими службами. Здесь стояли шкафы с серебряной и фарфоровой посудой, хранились чистые скатерти. Именно отсюда дворецкий подавал кушанье гостям.
Званые обеды в имении всегда сопровождались множеством церемоний. Перед основным приемом пищи часто накрывали стол с закусками. На него подавали свежую икру, копченую рыбу, сыр, соленое мясо, сухарики, печенье и другие яства. Из напитков — горькие настойки: вермут, французскую водку, лондонский портер, венское вино.
Действо было похоже на фуршет: ели и пили стоя, прохаживаясь по комнате. Примерно через час дворецкий с белоснежной салфеткой на руке торжественно и громко провозглашал: «Кушанье подано!». После чего под музыку для полонеза гости шли к столу: кавалеры вели дам, почетные гости шли с хозяином и хозяйкой впереди.
Мебель, представленная здесь, выполнена из дорогих сортов древесины —карельской березы, красного дерева, корня клена. В самом центре столовой стоит большой стол, покрытый скатертью, стилизованной под стиль XVIII века. На нем выставлены четыре бронзовых канделябра и фарфоровая посуда XVIII – XIX веков. На потолке висит люстра начала XIX века. На стенах — портреты предков Голициных.
В гостиной обычно отдыхали, играли в карты и пили кофе. В зале представлены предметы дворцового гарнитура конца XVIII века. Центральный объект в помещении — камин, украшенный гербом княжеского рода Голицыных.
Обращают на себя внимание люстра конца XVIII, а также висящая с левой стороны от входа картина «Скорбящая Богоматерь», предположительно написанная мастером Гвидо Рени в 1630-х годах.
Подобные парадные спальни не получили большого распространения, их заменили будуары. Светлая мебель XIX века, выполненная из тополя и карельской березы, придает здешнему интерьеру особую мягкость и нежность.
На экспозиционной полке стоит прижизненное издание драмы Пушкина «Пиковая дама». Многие считают, что именно княгиня Голицина, властная и своенравная женщина, послужила прообразом бабушки Томского.
Также в зале хранится мемориальный предмет, к которому прикасалась рука Александра Сергеевича, — кресло Натальи Николаевны Гончаровой из семейной усадьбы в Яропольце.
На стене висит портрет фрейлины. Но искусствоведы предполагают, что на нем на самом деле изображена юная Екатерина II.
Этот кабинет посвящен Дмитрию Владимировичу Голицыну. Стены зала украшают портреты князя и его супруги Татьяны Васильевны Васильчиковой.
Голицын был прежде всего чиновником. В 1820 году Александр I назначил князя генерал-губернатором Москвы. В этой должности он прослужил почти 25 лет и проявил себя как выдающийся администратор.
В кабинете стоит секретер, привезенный из имения Софиевка, где бывал Пушкин. На столешнице стоят чернильница и песочница. В книжном шкафу — собрание законов Российской Империи.
Экспозиция этой комнаты посвящена одному из самых загадочных направлений жизни дворянского общества XVIII века — масонскому братству. Масоны — тайное общество, образованное то ли от средневековых строительных гильдий каменщиков, то ли от ордена тамплиеров.
Философия масонства строится на основе религии и включает в себя внешние элементы как христианства, так и других вероисповеданий. Задача масонства — материальный прогресс, умственное и моральное совершенствование человечества.
В шкафах кабинета стоят книги известных писателей-масонов того времени: Фонвизина, Хераскова, Радищева, Новикова, Грибоедова, Чаадаева, Сумарокова, Карамзина, Василия Львовича Пушкина и других.
На столе лежат масонские фартуки XVIII – XX веков — обязательный атрибут таинств — и диплом масонской ложи «Палестина», выданный в 1811 году известному книгоиздателю Августу Семену, выпускающему произведения Александра Пушкина.
Владельцы усадьбы — братья Борис и Дмитрий Голицыны, а также их отец Владимир Борисович принадлежали к этому обществу.
В экспозиционных стендах комнаты выставлены различные дамские аксессуары XVIII – XIX веков: альбомы для стихов, книжка-шкатулка для колец, бальная туфелька и, конечно, веер — обязательный атрибут любого бала.
«Дама без веера, что кавалер без шпаги», — говорили в то время. Язык веера являлся интимным шифром влюбленных. Поэтому изображения светских дам с этим аксессуаром на парадных портретах довольно редки.
Каминный зал — самая большая комната дворца. Здесь находится иностранная библиотека. Стены украшают портреты русских полководцев войны 1812 года — императора Александра I, князя Багратиона, графа Дорохова, Барклая де Толли, Бориса и Дмитрия Голициных, Михаила Кутузова. Последний останавливался в усадьбе с 29 по 31 августа 1812 года. Именно здесь у Кутузова зародилась мысль сдать Москву без боя.
После ухода русской армии дворец заняли французские войска во главе с маршалом Иоахимом Мюратом. В полдень первого сентября в усадьбу прибыл Наполеон. Он провел ночь в нижней иностранной библиотеке, где до этого ночевал Кутузов. Их портреты — главные украшение комнаты.
Также о войне 1812 года напоминают мундиры капитана императорского корпуса Великой армии. На стенде у окна выставлены тарелки с портретами семьи Наполеона, фарфоровые фигурки маршалов Франции и рядовых солдат.
Охотничий кабинет посвящен князю Дмитрию Борисовичу Голицыну. Среди экспонатов представлены четыре книги Николая Кутепова: «Великокняжеская и царская охота на Руси». Их издание курировал сам Дмитрий Голицын.
Также зале выставлены охотничьи трофеи последних владельцев вяземского имения. Здесь же хранятся императорские вазы с портретами Николая II и английского принца Георга.
Русская библиотека являлась жемчужиной дворянской усадьбы князей Голицыных. Первые книги поставил на полку основатель дворца — Николай Михайлович Голицын. Коллекция постоянно пополнялась, пока не стала одной из самых больших в России начала XIX века. К моменту революции в ней насчитывалось до 40 тысяч томов.
В 1919 году книги вывезли в Московский государственный книжный фонд, а потом передали частями в различные библиотеки. Музею удалось вернуть лишь небольшую часть голицынской коллекции. Сегодня книжный фонд музея насчитывает сейчас около 100 тысяч томов, среди которых есть и иностранная литература.
Александр Попович