Курорт «Новая Истра» принадлежит российской гостиничной сети AMAKS Hotels&Resorts. Сейчас у сети порядка тридцати объектов, пять из которых – курорты по всей России, в том числе самый большой курорт в Европе – «Усть-Качка» в Пермском крае. Московскую область компания начала исследовать не так давно, и сейчас в регионе ей принадлежат два объекта – курорты «Красная Пахра» и «Новая Истра». Об особенностях курорта «Новая Истра» и новых реалиях гостиничного бизнеса в эпоху постпандемии "Путь-дороге" рассказали генеральный директор курорта Сергей Пацай и коммерческий директор Ольга Быкова.
– Ольга Николаевна, расскажите историю курорта «Новая Истра». Как он возник и как попал под крыло AMAKS Hotels&Resorts?
– «Новой Истре» всего год, но исторически это место повидало многое. Там, где у нас сейчас административный корпус, была усадьба Саввы Морозова, которую потом он подарил Гликерии Коротаевой. Гликерия занималась благотворительностью и организовала здесь санаторий. Это было еще до революции. Сейчас усадьба с придомовой церковью – памятник архитектуры.
С этим местом связана мистическая история: владелица усадьбы была похоронена в придомовой церкви, и в советское время могилу обнаружили. Гроб провалился в пол – его не стали доставать и так и закопали. Потом старые сотрудники санатория рассказывали, что по вечерам видели призрак женщины.
Здесь даже «Битву экстрасенсов» снимали, и экстрасенсы подтвердили, что есть призрак. Но сказали, что он безобиден – это хранитель этого места.
В советские годы здесь построили санаторий для атомной промышленности. Затем он достался «Росатому» и постепенно начал ветшать, стал убыточным. А в 2016-м санаторий приобрела компания AMAKS.
– А почему компанию заинтересовал именно этот санаторий? В чем его уникальность?
– Санаторно-курортные объекты интересны сети, потому что у нас есть большой опыт по управлению санаториями и гостиничными объектами. Санатории еще интересны и тем, что они менее всего подвержены сезонности.
Здесь также легко разделять потоки гостей – люди старшего возраста и семейные пары с детьми. Это две разные целевые аудитории, которые могут здесь гармонично сосуществовать, не мешая друг другу. Для этого есть разные корпуса.
В обычной гостинице это сделать сложно, потому что у этих двух целевых аудиторий разные взгляды на отдых. Пожилым людям хочется тишины и покоя, отбоя в 10 вечера, а семейные люди хотят чего-то веселого, активности.
А уникальность нашего санатория в том, что это удачный симбиоз традиционного санаторно-курортного лечения с реалиями современного отеля. У нас есть свой природный лечебный фактор – минеральная вода. Это большое преимущество санатория. В нашем распоряжении собственные скважины: 400-метровая с водой для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и километровая скважина – это ропа, высокоминерализованный солевой раствор для ванн.
Еще у курорта удобное месторасположение. Городской округ Истра – один из самых экологически чистых районов Подмосковья. Кроме того, здесь отличная территория в 22 гектара.
– Расскажите про виды лечения, которые предлагает санаторий.
– Основа санаторно-курортного лечения – физиотерапия, водолечение, грязелечение, массажи, ингаляторий, спелеокамера. Наша старая советская медицинская школа давала и дает свои результаты. Но в «Новой Истре» мы постарались создать симбиоз традиционного советского санаторно-курортного лечения с достаточно высоким уровнем гостиничных услуг, которые мы предлагаем.
У нас есть санаторно-курортные путевки от 12 дней: они включают в себя лечение основного и сопутствующих заболеваний. Не рекомендуется лечиться дольше 21 дня, так как санаторно-курортное лечение – это нагрузка на организм.
Есть отдельные, специализированные программы, направленные на основные заболевания – органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы. И сейчас у нас появилась новая программа – реабилитация после перенесенной коронавирусной пневмонии.
– Как к вам попасть?
– Для заезда в санаторий необходимо получить санаторно-курортную карту, она оформляется у терапевта и содержит результаты анализов и ЭКГ. С этой картой гость приезжает к нам.
Но бывает, гости приезжают внезапно, и нет даже анализов. В таких случаях оформить карту можно на месте.
– Как вы пережили пандемию? Что было самым сложным?
– Самым сложным было начало пандемии – это была полная неопределенность и со стороны властей, и со стороны гостей. Они не понимали, что делать. Было много заявлений на возврат. У нас были не лучшие финансовые времена: коммунальные платежи никто не отменял, налоги тоже.
– Что уже изменилось или в ближайшее время изменится в работе курорта?
– Сейчас мы немного поменяли режим работы. Перед заездом будем просить гостей отправить нам заранее результаты анализов, заключения узких специалистов, исследования. Назначаем дату и время, удобное гостю, для онлайн-консультации с врачом. Предварительно врач общается, составляет лист назначения, и при заезде гость уже идет на повторный прием. И там врач корректирует лист или оставляет без изменений. Так мы стараемся минимизировать контакты. Пандемия в этом плане ускорила внедрение телемедицины – до недавнего времени это было в диковинку в санаториях. При заезде мы будем измерять гостям температуру, сейчас это уже делается со всеми сотрудниками.
У нас усиленные меры по дезинфекции и безопасности: уличные объекты ежедневно обрабатываются профессиональными хлорсодержащими средствами, рекомендованными Роспотребнадзором для обработки уличных пространств. Они безопасны. Были закуплены парогенераторы, мы работаем в масках и перчатках, циркуляторы воздуха работают круглосуточно во всех общественных зонах.
Мы разработали и внедрили протоколы работы всех служб по новым рекомендациям Роспотребнадзора. Немного изменилась технология уборки – помимо стандартных гостиничных средств, мы применяем много дезинфицирующих. После выезда гостей обрабатываем подушки, одеяла парогенератором.
Нам придется по-другому предоставлять услуги – например, ограничить посещение бассейна сеансами, чтобы не было скопления людей. Также будет новый формат питания вместо шведского стола – буфет. Это ассортимент того же шведского стола, но с обслуживанием официантами.
Сейчас нет детской и взрослой анимационной программы и нет концертов, мастер-классов. Но очевидно, что и после возвращения развлекательной программы мы не сможем допускать большого скопления людей.
– Сергей Геннадьевич, каким Вы видите будущее гостиничного бизнеса после пандемии?
– Многие гостиничные объекты обанкротятся – это факт. Это уже видно по рынку Санкт-Петербурга, по рынку регионов. Особенно это заметно по гостиницам, которые брали кредиты для поддержания бизнеса. Маленькие отели, по 30–50 номеров, вынуждены будут свой бизнес переформатировать либо уйти в другую сферу.
Сетевые компании, вероятно, выживут. В России одни из самых крупных – «Азимут» и АМАКS. В нашем случае это российская компания, без иностранного капитала, стабильная, без кредитов. В начале пандемии была обозначена позиция совета директоров, что мы никого не увольняем. Мы сохраняем коллективы на всех предприятиях. Мы продолжали выплачивать заработную плату сотрудникам. Надеюсь, с 1 июля мы будем работать в штатном режиме.
Отрасли понадобится, по нашей оценке, примерно два года, чтобы снова выйти на показатели предыдущего, 2019 года. Это с учетом долгов, снятия ограничений, падения платежеспособности.
Бизнес будет укрупняться, и отдельным направлением нашей компании является поиск объектов под управление бренда. В прошлом году таких заявок была одна в квартал, а сейчас в период июня их уже три. У маленьких предприятий нет финансов, а мы можем расшириться. Любой кризис – это глобализация, маленькие игроки уйдут.
– Была ли какая-то помощь от государства?
– В Московской области, благодаря молодому и креативному губернатору, нас слышали и видели. Здесь мы ощущаем моральную поддержку и желание помочь со стороны губернатора, Ростуризма. А в других регионах, где находятся объекты сети, все сложнее.
У нас низкомаржинальный бизнес. 65 процентов расходов – это оплата труда и ЖКХ, затраты на эксплуатацию, продукты, расходные материалы и так далее. К сожалению, пока по ЖКХ нас не услышали на самом верху. Например, у нас есть котельная, которая снабжает жителей. Жители могут не платить, но мы – нет. С этим еще предстоит работать.
Ирина Лумпова