Путь-дорога: туризм в Московской области

«Аленький цветочек» и «Девочка с персиками»: место Абрамцева в истории русской культуры

5 октября 2021 г., 09:11 | Обновлено: 5 октября 2021 г., 10:37

Несмотря на то, что Абрамцево — это небольшое живописное местечко в Московской области, оно тесно связано с развитием русской культуры. С середины XIX века усадьба являлась пристанищем русской интеллигенции. Сначала к писателю Сергею Аксакову, а затем к меценату Савве Мамонтову приезжали гостить и работать известные писатели, художники и скульпторы. В преддверии дня основания музея-усадьбы корреспондент «Путь-дороги» узнал, какое творческое наследие оставили хозяева и гости Абрамцева.

Источник: РИАМО, Мария Шуревская

«Аленький цветочек»

В 1843 году усадьбу приобрел Сергей Аксаков. Для Сергея Тимофеевича, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты.

«Прекрасный, мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», — писал он сыну Ивану в начале 1844 года об усадьбе.

Именно в Абрамцеве Аксаков создал небольшое произведение «Заметки об ужении рыбы», которое сразу принесло ему известность. Затем появились «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии», автобиографические повести «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и знаменитая сказка «Аленький цветочек».

Второй том «Мертвых душ»

Со временем Абрамцево становилось литературным центром, притягивая других известных писателей: здесь гостили Тургенев, Загоскин, Тютчев и другие выдающиеся творцы. Усадьбу не раз посещал Гоголь: иногда он подолгу жил в специально отведенной для него комнате.

В Абрамцево Николай Васильевич работал над вторым томом «Мертвых душ» и нередко зачитывал семейству Аксаковых отрывки из произведения. Но эта часть поэмы так и не была опубликована: автор уничтожил ее, и до наших дней сохранились лишь черновики нескольких глав.

«Девочка с персиками», «Аленушка» и «Богатыри»

В 1870 году у дочери Аксакова Софьи Сергеевны усадьбу купил Савва Мамонтов — русский предприниматель и меценат, крупный железнодорожный промышленник, большой знаток и ценитель искусства. По его распоряжению господский дом отремонтировали и расширили, увеличив нижний этаж и достроив южный мезонин. С этих пор в Абрамцеве постепенно складывался творческий союз, который позднее вошел в историю как Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок. В имение стали приезжать и работать известные художники того времени.

Илья Репин называл Абрамцево самой лучшей дачей. С этим местом у художника связаны многие творческие успехи. Например, «Букет цветов» — одна из немногих картин, написанная художником в жанре натюрморт, и ее он создал в Абрамцеве.

Именно в этой усадьбе родилась жемчужина русской живописи — картина «Девочка с персиками» Валентина Серова, написанная им летним солнечным днем в домашней столовой. Кстати, на портрете изображена старшая дочь Мамонтовых — Вера.

«Все, чего я добивался, — той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», — вспоминал Серов.

Абрамцево и его окрестности вдохновили и Виктора Васнецова. Мысль о картине «Богатыри» у художника родилась еще в 1871 году. Но именно абрамцевский пейзаж, точнее вековые дубы, напоминавшие богатырей, подсказали ему окончательное решение. А расположенный на территории усадьбы пруд оказался в другой прекрасной картине Виктора Михайловича — «Аленушка». На берегу того же водоема много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис».

В 1889 году в Абрамцево впервые приехал Михаил Нестеров. Он работал в это время над картиной «Видение отроку Варфоломею», посвященной Сергию Радонежскому. Многие искусствоведы считают, что именно абрамцевский дуб изображен на картине.

«Избушка на курьих ножках»

При Мамонтовых жизнь усадьбы наполнялась не только художественным смыслом — творцы увлеклись поиском новых национальных форм в архитектуре. Специально для занятий скульптурой по проекту Гартмана была построена студия-мастерская.

По проекту Васнецова на территории парка построили беседку для детей, которая получила название «Избушка на курьих ножках». Основа избушки — сруб, сложенный из толстых бревен, опирающийся на пни. С севера к домику примыкают сени на столбах, крытые соломой, с юга — балкончик под односкатной тесовой кровлей. Фронтоны украшают изображения совы и летучей мыши, характерные для народной сказки. Конек крыши увенчан головой лошади: подобное украшение часто встречается и на картинах Васнецова.

  • «Снегурочка» и «Алая роза»

    Всеобщим увлечением в Абрамцево считался театр. Мамонтов был страстным поклонником театра и никогда не скупился на декорации. Например, старинные костюмы и домашнюю утварь для спектакля «Снегурочка» по пьесе Островского он купил у тульских крестьян, а декорации поручил написать художнику Виктору Васнецову.

    В 1884 году в театре поставили оперу «Алая роза». Текст по мотивам сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» написал Мамонтов, а композитором выступил Николай Кротков, который учился в Венской консерватории у знаменитого Иоганна Брамса.

    Главным декоратором и композитором большинства постановок был Василий Поленов. Играли на домашней сцене в Абрамцево живописцы Виктор Васнецов, Илья Репин и Николай Неврев.

    Столярная и гончарная мастерские

    Новый художественный язык формировался благодаря усилиям художников и в декоративно-прикладном искусстве. Елизавета Мамонтова создала столярную мастерскую с целью возродить старинное искусство резьбы по дереву и обеспечить крестьян твердым заработком.

    Под руководством художницы Елены Поленовой мастерские стали настоящим производством. За десять лет здесь разработали более 100 художественных проектов мебели, а также эскизов для предметов декоративно-прикладного искусства со множеством узоров, в которых смешались древние геометрические формы с реальным миром цветов и трав. Изделия мастерской представлены в настоящее время в Абрамцево в бане-теремке. В основе экспозиции — фотография, представлявшая интерьер в русском стиле, которую опубликовали в первом номере журнала «Мир искусства».

    Помимо столярной мастерской, в усадьбе была организована гончарная. Здесь в сообществе художников, влюбленных в русскую природу и старину, проявил декоративный талант Михаил Врубель. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок. Сегодня в Абрамцеве можно увидеть изразцовую скамью, изготовленную по эскизам Михаила Врубеля, — редкий образец из майоликовой мастерской. Ее установили в 1915 году на участке приусадебного парка.

    Наследие абрамцевских художников

    Идея оставить в Абрамцеве памятник совместной культурной жизни принадлежала жене Саввы Мамонтова — Елизавете. После долгих обсуждений решено было построить храм Спаса Нерукотворного в традициях древнерусской архитектуры.

    Первоначальный проект будущего храма разработал Василий Поленов, взяв за основу архитектурный облик храма Спаса на Нередице под Новгородом, построенного в XII веке. Однако первый проект показался Мамонтовым сложным, и работу над чертежами продолжил Виктор Васнецов.

    Строительство началось в 1881 году. Мамонтов занимался резьбой по камню, Врубель изготавливал изразцы для церковного камина, Поленов делал эскизы внутреннего убранства и писал икону «Благовещение». Иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов, по его же эскизам был выполнен мозаичный пол с растительными орнаментами. Храмовый образ Спаса Нерукотворного для иконостаса написал Илья Репин.

    Изящная церковь считается первым памятником русского модерна. В XX веке у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера, Елизавета Григорьевна Мамонтова, внук Мамонтовых, сын Веры Сергей и Савва Мамонтов.

    Литературное Подмосковье: 5 атмосферных дач-музеев писателей >>

    Александр Попович

    Категория: Статьи