Усадьба Абрамцево
Источник: РИАМО
Мария Шуревская

Несмотря на то, что Абрамцево — это небольшое живописное местечко в Московской области, оно тесно связано с развитием русской культуры. С середины XIX века усадьба являлась пристанищем русской интеллигенции. Сначала к писателю Сергею Аксакову, а затем к меценату Савве Мамонтову приезжали гостить и работать известные писатели, художники и скульпторы. В преддверии дня основания музея-усадьбы корреспондент «Путь-дороги» узнал, какое творческое наследие оставили хозяева и гости Абрамцева.

Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

«Аленький цветочек»

В 1843 году усадьбу приобрел Сергей Аксаков. Для Сергея Тимофеевича, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты.

«Прекрасный, мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», — писал он сыну Ивану в начале 1844 года об усадьбе.

Именно в Абрамцеве Аксаков создал небольшое произведение «Заметки об ужении рыбы», которое сразу принесло ему известность. Затем появились «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии», автобиографические повести «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и знаменитая сказка «Аленький цветочек».

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Усадьба Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Усадьба Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево

Второй том «Мертвых душ»

Со временем Абрамцево становилось литературным центром, притягивая других известных писателей: здесь гостили Тургенев, Загоскин, Тютчев и другие выдающиеся творцы. Усадьбу не раз посещал Гоголь: иногда он подолгу жил в специально отведенной для него комнате.

В Абрамцево Николай Васильевич работал над вторым томом «Мертвых душ» и нередко зачитывал семейству Аксаковых отрывки из произведения. Но эта часть поэмы так и не была опубликована: автор уничтожил ее, и до наших дней сохранились лишь черновики нескольких глав.

Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

«Девочка с персиками», «Аленушка» и «Богатыри»

В 1870 году у дочери Аксакова Софьи Сергеевны усадьбу купил Савва Мамонтов — русский предприниматель и меценат, крупный железнодорожный промышленник, большой знаток и ценитель искусства. По его распоряжению господский дом отремонтировали и расширили, увеличив нижний этаж и достроив южный мезонин. С этих пор в Абрамцеве постепенно складывался творческий союз, который позднее вошел в историю как Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок. В имение стали приезжать и работать известные художники того времени.

Илья Репин называл Абрамцево самой лучшей дачей. С этим местом у художника связаны многие творческие успехи. Например, «Букет цветов» — одна из немногих картин, написанная художником в жанре натюрморт, и ее он создал в Абрамцеве.

Именно в этой усадьбе родилась жемчужина русской живописи — картина «Девочка с персиками» Валентина Серова, написанная им летним солнечным днем в домашней столовой. Кстати, на портрете изображена старшая дочь Мамонтовых — Вера.

Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

«Все, чего я добивался, — той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», — вспоминал Серов.

Абрамцево и его окрестности вдохновили и Виктора Васнецова. Мысль о картине «Богатыри» у художника родилась еще в 1871 году. Но именно абрамцевский пейзаж, точнее вековые дубы, напоминавшие богатырей, подсказали ему окончательное решение. А расположенный на территории усадьбы пруд оказался в другой прекрасной картине Виктора Михайловича — «Аленушка». На берегу того же водоема много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис».

В 1889 году в Абрамцево впервые приехал Михаил Нестеров. Он работал в это время над картиной «Видение отроку Варфоломею», посвященной Сергию Радонежскому. Многие искусствоведы считают, что именно абрамцевский дуб изображен на картине.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Усадьба Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Усадьба Абрамцево
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево

«Избушка на курьих ножках»

При Мамонтовых жизнь усадьбы наполнялась не только художественным смыслом — творцы увлеклись поиском новых национальных форм в архитектуре. Специально для занятий скульптурой по проекту Гартмана была построена студия-мастерская.

По проекту Васнецова на территории парка построили беседку для детей, которая получила название «Избушка на курьих ножках». Основа избушки — сруб, сложенный из толстых бревен, опирающийся на пни. С севера к домику примыкают сени на столбах, крытые соломой, с юга — балкончик под односкатной тесовой кровлей. Фронтоны украшают изображения совы и летучей мыши, характерные для народной сказки. Конек крыши увенчан головой лошади: подобное украшение часто встречается и на картинах Васнецова.

Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

«Снегурочка» и «Алая роза»

Всеобщим увлечением в Абрамцево считался театр. Мамонтов был страстным поклонником театра и никогда не скупился на декорации. Например, старинные костюмы и домашнюю утварь для спектакля «Снегурочка» по пьесе Островского он купил у тульских крестьян, а декорации поручил написать художнику Виктору Васнецову.

В 1884 году в театре поставили оперу «Алая роза». Текст по мотивам сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» написал Мамонтов, а композитором выступил Николай Кротков, который учился в Венской консерватории у знаменитого Иоганна Брамса.

Главным декоратором и композитором большинства постановок был Василий Поленов. Играли на домашней сцене в Абрамцево живописцы Виктор Васнецов, Илья Репин и Николай Неврев.

Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Столярная и гончарная мастерские

Новый художественный язык формировался благодаря усилиям художников и в декоративно-прикладном искусстве. Елизавета Мамонтова создала столярную мастерскую с целью возродить старинное искусство резьбы по дереву и обеспечить крестьян твердым заработком.

Под руководством художницы Елены Поленовой мастерские стали настоящим производством. За десять лет здесь разработали более 100 художественных проектов мебели, а также эскизов для предметов декоративно-прикладного искусства со множеством узоров, в которых смешались древние геометрические формы с реальным миром цветов и трав. Изделия мастерской представлены в настоящее время в Абрамцево в бане-теремке. В основе экспозиции — фотография, представлявшая интерьер в русском стиле, которую опубликовали в первом номере журнала «Мир искусства».

Помимо столярной мастерской, в усадьбе была организована гончарная. Здесь в сообществе художников, влюбленных в русскую природу и старину, проявил декоративный талант Михаил Врубель. Он заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок. Сегодня в Абрамцеве можно увидеть изразцовую скамью, изготовленную по эскизам Михаила Врубеля, — редкий образец из майоликовой мастерской. Ее установили в 1915 году на участке приусадебного парка.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Усадьба Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево

Наследие абрамцевских художников

Идея оставить в Абрамцеве памятник совместной культурной жизни принадлежала жене Саввы Мамонтова — Елизавете. После долгих обсуждений решено было построить храм Спаса Нерукотворного в традициях древнерусской архитектуры.

Первоначальный проект будущего храма разработал Василий Поленов, взяв за основу архитектурный облик храма Спаса на Нередице под Новгородом, построенного в XII веке. Однако первый проект показался Мамонтовым сложным, и работу над чертежами продолжил Виктор Васнецов.

Строительство началось в 1881 году. Мамонтов занимался резьбой по камню, Врубель изготавливал изразцы для церковного камина, Поленов делал эскизы внутреннего убранства и писал икону «Благовещение». Иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов, по его же эскизам был выполнен мозаичный пол с растительными орнаментами. Храмовый образ Спаса Нерукотворного для иконостаса написал Илья Репин.

Изящная церковь считается первым памятником русского модерна. В XX веке у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера, Елизавета Григорьевна Мамонтова, внук Мамонтовых, сын Веры Сергей и Савва Мамонтов.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Усадьба Абрамцево
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево
Усадьба Абрамцево
Государственный историко-художественный и литературный музей заповедник Абрамцево

Литературное Подмосковье: 5 атмосферных дач-музеев писателей >>

Автор
Александр Попович

Оставить комментарий

Авторизуйтесьили зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Пока нет комментариев. Будьте первым!