«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО
Александр Манзюк

В подмосковном Серпухове 25 июля состоялся III чемпионат России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1». После закрытия международных соревнований «Red Bull Air Race» российский проект – единственное официальное событие в мире, организованное по правилам воздушных гонок. Пилоты со всей страны продемонстрировали высочайшее мастерство пилотажа в зрелищном авиашоу. Обозреватель портала «Путь-дорога» посетил мероприятие, подробности – в нашем материале. 

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»

Единственные в мире

Идея организовать российский вариант международного соревнования «Red Bull Air Race» возникла у Алексея Иванова и Дмитрия Мотина после того, как они провели чемпионат мира по высшему пилотажу «WAYAKS-2017» в Туле. Уже через год в Подмосковном парке «Патриот» состоялся первый чемпионат России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1». 

По словам организаторов, самым сложным было документально оформить гонки. Важно, чтобы чемпионат России соответствовал официальным правилам самолетного спорта. Тем более, что после закрытия международных соревнований «Red Bull Air Race» российский проект – единственное официальное событие в мире, организованное по правилам воздушных гонок. 

«На сегодняшнем чемпионате проходит предварительный отбор участников в команду России на чемпионат мира, который состоится в 2022 году», – рассказал Алексей Иванов, генеральный директор проекта «Русские авиационные гонки», президент Федерации самолетного спорта Московской области.

«Мы уже ведем переговоры с пилотами из Китая, Казахстана и ряда европейских стран. У нас сегодня в гостях, например, известный французский пилот Роман Фаль. Он обещал привезти испанцев, немцев, всех, кому интересна эта тема. Плюс есть летчики, которые раньше выступали на «Red Bull Air Race». Наши правила можно назвать унифицированными, поэтому проблем с организацией чемпионата мира через два года не будет», – добавил президент Национальной ассоциации авиационных гонок Дмитрий Мотин.

Суть спортивного соревнования заключается в скоростном пилотировании самолета по трассе с правильным прохождением воздушных ворот за минимально возможное время и на предельно малой высоте. По регламенту сперва все участники пройдут квалификацию. У каждого пилота будет по две попытки, а лучшее время запишут в зачет. После этого восемь самых быстрых спортсменов пройдут в финал, где у каждого будет только один шанс проявить себя. 

Летают гонщики на модифицированных самолетах Су-26, Як-55 и СП-55М – их дополнительно оснастили дым-системами, чтобы придать полетам особую зрелищность. 

«Чемпионат выглядит как шоу, но это настоящий спорт», – уточняет Алексей.

Организаторы напоминают, что «Авиагонки – Формула-1» – молодой проект, открытый для инвестиций. «География нашей страны позволяет проводить соревнования целый год, и мы готовы этим заниматься в течение десяти месяцев в году. С каждым годом трасса будет усложняться. И, соответственно, будет куда расти, гонки станут еще интереснее», – говорит Алексей Иванов. 

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»

Самолет и пилот – идеальная пара

Техник Александр Николаевич рассказывает гостям, что сегодня зрители увидят не гоночные самолеты, а пилотажные, главная задача которых превосходно крутиться, вертеться и держаться на малых скоростях. Аппараты похожи по характеристикам, и многое будет зависеть только от пилота. 

«Тут вступает фактор мастерства и техники пилотирования. Какой пилоту сделать разворот, где встать на виражи, пойти на полпетли или на косую петлю. Не нужно гнать, сломя голову. Важно подобрать правильную скоростишку. Пилот должен думать. Кто думает, тот побеждает», – объясняет техник.  

Интересно, что сейчас Российская авиационная промышленность не выпускает серийные спортивные самолеты. Каждый аппарат для гонок улучшается летчиком и техником под конкретные задачи. 

Если на автомобильной «Формуле-1» результат сильно зависит от болида и конструкторских решений, то в авиаспорте одинаково важны и навыки пилота, и оснащенность самолета – они выступают наравне и образуют неделимую пару.

О своем желто-синем Су-26 рассказал действующий чемпион авиагонок Сергей Зайцев: «Этот самолет летал в СССР, как и все Су-26. Потом, спустя некоторое время, переехал в теплую Австралию – выступал там на соревнованиях. Затем его купили и перевезли в Англию, где он в составе группы из двухсот самолетов участвовал в аэрошоу. И вот, спустя долгие годы, самолет вернулся на родину. Я с гордостью выступаю на нем». 

На первый взгляд и не скажешь, что самолет летал еще в СССР. Выглядит он как новенький. 

По словам Сергея, самое сложное в гонке – развороты. Именно там пилоты теряют драгоценные секунды. Не менее важно пройти трассу без ошибок, так как они превращаются в штрафные секунды. 

Пока мы общаемся с пилотами и разглядываем самолеты, в ангарах кипит работа – техники проверяют исправность аппаратов и заправляют их топливом, чтобы скорее выкатить «крылатых» на взлетную полосу.

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»

Впечатляющий аэродром

Чемпионат проходит в Серпухове на территории парк-отеля «Дракино», где расположен знаменитый аэродром с тем же названием. Там, над огромным песчаным карьером на высоте 15 метров над водой и пройдут гонки. Трасса длиной четыре километра имеет форму замкнутой петли с воздушными воротами в виде надувных конструкций – двух пилонов, через которые будут пролетать на скорости более 320 км/ч самолеты. Выходить за эти рамки пилотам нельзя – иначе им грозит дисквалификация.

Поразительно, что зрительская площадка находится на высоком утесе всего в 200 метрах от воздушной трассы. Со смотровой открывается потрясающий вид на нее, а также на прогулочную зону.

Людей здесь не очень много – в этом году попасть на соревнование у всех желающих не было возможности из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Посмотреть трансляцию авиашоу можно на страничке проекта «Русские авиационные гонки» «ВКонтакте». 

«Эх, в такую погоду бы, да на планере», – приветствуют зрителей комментаторы из рубки. 

Перед трибуной находится большой экран, на котором в прямом эфире покажут трансляцию мероприятия. Рядом для детей надувают батуты, а в небольшом шатре всем желающим предлагают собрать свой собственный самолет из набора авиамоделиста. На ярмарке в глубине «острова» продают сувениры, деревянные поделки, макеты древнего русского оружия, вязаные куклы, сумки и мед.

Многие зрители занимают места именно на утесе внизу карьера, где есть небольшой пляж с пирсом, чтобы быть ближе к пролетающим самолетам. 

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»

Квалификация – начало гонки

Появляется первый участник Алексей Иванов и дает старт гонке. Пилот заходит на пилоны, оставляя за собой густой дымовой след или, как его называют асы, свой уникальный почерк. Иванов молниеносно достигает вторых ворот и ровно попадает в створ. После третьих ворот спортсмен уходит в левый вираж, и перед ним появляется четвертый створ, который Алексей уверенно проходит.

«Какой вираж вправо! Перегрузка в этот момент растет до шести единиц», – отмечают комментаторы. 

Алексей приближается к финишному створу ворот и проходит их в абсолютно горизонтальном положении.

После того, как линию старта пересекает Дмитрий Мотин, секундомер внезапно сбивается, и попытку, кажется, не засчитают. 

«Начало и финиш фиксируют двое судей – Котельников Владимир и Зеленина Людмила. Они профессионалы, чемпионы мира. Сидят как раз у стартового пилона. Они делают это на глаз – когда самолет поравняется с пилоном, включают секундомер. Конечно бывают погрешности. Я этот вопрос поднимал – надо камеры ставить. Потому что разные спорные вопросы были. Если бы камера стояла сбоку – все было бы четко видно. Но пока еще не дожили до этого», – рассказывает тренер сборной команды России по самолетному спорту Барабанов Валентин Сергеевич.

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»

Лучшее время в квалификации показывает кандидат в мастера спорта Александр Васильев. Он пролетел трассу всего за 56 секунд. На втором месте – абсолютный чемпион мира 2013 года по высшему пилотажу на планерах Владимир Ильинский. Третий – член сборной команды России по высшему пилотажу Сергей Захаров. В финал проходят еще пять спортсменов.

В перерыве после квалификации народ устремляется в беседки и шатры, чтобы перекусить и отдохнуть. В VIP-зоне появляются молодые блогеры. По словам Натаниэля, организатора слета тик-токеров, он пригласил молодежь для раскрутки проекта: «Наша цель, чтобы об этом виде спорта узнало как можно больше людей».  

В зоне отдыха с каждой минутой становится все больше людей. Среди появившихся гостей заслуженный военный летчик России Владимир Роднищев, французский пилот, чемпион мира по высшему пилотажу Роман Фаль, а также лучший пилот столетия по версии Международной авиационной федерации Светлана Капанина. 

«Самолет для меня все – жизнь, работа, профессия, любимое занятие», – говорит семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете по самолетному спорту. 

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»

В финале восьмерка лучших

Комментаторы объявляют о старте гонок. В финале у пилотов есть только одна попытка. Первым стартует Захаров. 58,7 секунд – серьезная заявка на победу. Следом за минуту трассу проходит Шакуров. Выбивается в лидеры Ильинский – его время 58,5 секунд. 

Четвертым выступает лидер квалификации Васильев. На самолете в цветах российского триколора он красиво мчится к стартовым воротам. После второго створа разворачивается, загнув три четверти петли. Вверху мастерски переворачивает самолет и стремится к третьим воротам. После четвертого створа пилот разворачивается на 180 градусов и отправляется к пятым воротам. Становится понятно, что Александр имеет все шансы победить на своем Як-55 и доказать, что он может быть быстрее знаменитого Су-26 или, как его называют, «Сухого». Финальное время пилота – 57,7 секунд. 

«Вот это скорость! Ноль в ноль – кажется, пилот прошел без ошибок и отклонений», – восхищенно реагируют комментаторы.

Сергей Зайцев на своем историческом самолете проходит трассу дольше минуты. К сожалению, повторить былой успех у чемпиона не получается. 

Следующим бросает самолет в атаку дебютант Иван Барсов. Пилот демонстрирует хорошую скорость. Через правое крыло разворачивается на четвертых воротах и выполняет последний вираж перед финишем. Его результат – 58 секунд. 

«Чуть-чуть не хватило скорости, а с техникой все было прекрасно», – подытоживает Светлана Капанина. 

Завершает соревнования Сергей Гуров на Су-26. Его финальное время – одна минута.

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»

Красочное авиашоу 

Гонки завершены и, кажется, победитель известен. Но не стоит забывать о штрафных баллах. Пока зрители ждут финальных результатов, в небе появляются пилоты с программой высшего пилотажа. Они кружат и выполняют зрелищные элементы – бочки, петли и крутые виражи. 

После шоу объявляют результаты. Дебютант Иван Барсов на своем желтом Як-55 не дотянул двух десятых секунды и становится четвертым. Тройку замыкает Сергей Захаров, на втором месте Владимир Ильинский, а новым чемпионом становится Александр Васильев с результатом 57,7 секунд. Он оказался быстрее всех в каждой попытке – настоящий успех и заслуженная победа. 

«Саня, ты лучший, ты чемпион!» – кричат комментаторы. 

Медали тройке и кубок чемпиону вручает Светлана Капанина. Бонусный приз – четыре бочки авиационного бензина от компании «АВИАТОП». В истинных традициях гонок чемпионы хорошенько встряхивают бутылки шампанского и обливают друг друга и зрителей. 

«Самое важное в гонках – построить наиболее короткую траекторию полета с наименьшими потерями скорости. Потому что эволюция самолета, набор высоты, виражи, развороты «съедают» скорость», – делится секретами успеха чемпион.

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»
Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк
«Авиагонки – Формула-1» на территории парк-отеля «Дракино»

Где в Подмосковье полетать на самолетах, вертолетах, дельтапланах и других аппаратах >>

Автор
Александр Попович

Оставить комментарий

Авторизуйтесьили зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Пока нет комментариев. Будьте первым!