В музее «Новый Иерусалим» открыта онлайн-выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья». Работы известных художников: Шишкина, Айвазовского, Васнецова и многих других —сгруппировали по залам в соответствии с тем, к какому оттенку относится цветовой фокус картины. Всего их семь: черный, белый, красный, синий, оранжевый, фиолетовый и зеленый. Обозреватель портала «Путь-дорога» посетил экспозицию, подробности — в нашем материале.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 гг.)
Название работы: «Витязь на распутье», 1882 год
Зал: белый
Где хранится: Серпуховский историко-художественный музей
Название «Витязь на распутье» картина получила в 1882 году, когда была закончена. До этого Васнецов именовал ее «Витязь в раздумье перед прямой дорогою».
Художник признавался, что написал полотно под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Распутья и трех дорог в его картине нет. Вместо этого только один путь, возможно, ведущий к гибели. Надпись на камне гласит: «Как прямо ехати — живу не бывши, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Художник опустил былинное начало: «Напрова ехати — женату быти, налево ехати — богатому быти».
Картина создает мрачное настроение. Фигура белого коня, низко опустившего голову, подчеркивает тяжесть и необходимость выбора. Над полем, где разбросаны кости погибших путников, кружится черный ворон — символ смерти.

Михаил Васильевич Нестеров (1862 – 1942 гг.)
Название работы: Страстная седмица (1933 г.)
Зал: черный
Где хранится: музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет»
Сюжет картины рассказывает о великом грехопадении человека и о его очищении через муки Спасителя. У большого креста, на котором распят Иисус, изображены несколько обращенных мыслями к Христу персонажей.
Слева выделяются фигуры крестьянина и крестьянки в белых одеяниях. В правой части — писатели, для которых размышления о грехе, покаянии и спасении были важнейшей частью творчества, — это Николай Гоголь и Федор Достоевский. При этом Гоголь склоняется перед крестом, а Достоевский, задумавшись, будто находится наедине с собственными мыслями.
Напротив склонивших головы крестьян изображена женщина с маленьким голубым гробиком в руках. Она единственная, кто смотрит вверх и обращается к Христу словно к равному. Неколебимой изображена фигура священника — отца Леонида Дмитриевского, которого художник знал лично.
Устойчивая композиция, вписанная в треугольник, перекликается с классическими изображениями в искусстве скалы Голгофа, где, согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос.
Еще одну интересную деталь можно заметить в центре этого треугольника. На земле изображены два символа, олицетворяющие жизнь и смерть, — череп и маленькое деревце. Точно так же противостоят друг другу черная полоса леса и голубая река, возможно символизирующая Иордан — источник, в котором был крещен Иисус.

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900 гг.)
Название работы: «Вид из Ливадийского парка на Ялту», 1866 год
Зал: красный
Где хранится: музей «Новый Иерусалим»
Этот пейзаж Айвазовского — настоящий взрыв цветов и оттенков. Тут и тающие в дымке горные гряды на заднем плане, и пышная южная зелень, и желтовато-оранжевая земля. Освещенные солнцем синие и лиловые склоны гор контрастируют с белизной ялтинских строений, оживляющих и без того насыщенную цветовую гамму полотна.
Но, при всем буйстве цветов, смысловым фокусом картины является маленькая фигура путника в красном одеянии. Айвазовский неоднократно вводил подобные алые акценты в свои пейзажи.

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898 гг.)
Название работы: «Осень. Последний лист», 1884 год
Цвет: желтый
Где хранится: Серпуховский историко-художественный музей
Шишкина можно назвать родоначальником жанра эпического пейзажа в России. 1880-е года для художника — период творческий исканий: он преодолевает чрезмерную тягу к детализации объектов, свойственную ему в предыдущем десятилетии.
В своей работе «Осень. Последний лист» живописец детально изображает только пожухлую растительность на переднем плане. Чувствуется, что основная задача, которую ставит перед собой художник, — перенести на холст прозрачный воздух, закат с желтоватыми отблесками и редкую, увядающую листву.

Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927 гг.)
Название работы: «Ока у Тарусы», 1898 год
Цвет: синий
Где хранится: Серпуховский историко-художественный музей
Пейзаж «Ока у Тарусы» — одна из многочисленных картин, написанных Поленовым, когда он жил в усадьбе «Борок» на правом берегу Оки.
Таруса — маленький провинциальный городок на берегу Оки, а ныне один из культурных центров России, связанный с яркими именами деятелей русской культуры XX века. Там жили и творили художники Виктор Борисов-Мусатов, Василий Ватагин, литераторы Марина Цветаева, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, композитор Святослав Рихтер.
Главный цветовой фокус картины — сине-голубая река, которую окаймляют изжелта-белесые участки береговой зоны. На переднем плане возвышаются громады темных деревьев, что придает пейзажу нотку таинственности.

Андрей Иванович Федотов (1815 – 1852 гг.)
Название работы: «Александр II на прогулке в Архангельском», 1860 год
Цвет: зеленый
Где хранится: музей-усадьба «Архангельское»
На картине изображена часть террас и партер дворцового парка. Александр II со спутницей стоит у балюстрады лицом к главному зданию. Картина весьма проста и больше похожа на фотографию, чем на загадочное искусство, но свое очарование здесь тоже есть.
Колорит изображения строится на зеленых оттенках парка, розовато-песчаных дорожках, голубом небе, белых облаках и скульптурах. В определенной степени картина может служить источником для реконструкции этой части усадьбы.
Визит императора для художника лишь повод полюбоваться видом. Картина декоративна, повествовательна и наивно красива благодаря яркой зелени, главенствующей на полотне.

Наталья Сергеевна Гончарова (1881 – 1962 гг.)
Название работы: «Осень», 1910 год
Цвет: оранжевый
Где хранится: Серпуховский историко-художественный музей
Настроение осеннего дня в пейзаже передается всем формальным строем картины, в том числе ее ритмической заостренностью, четкостью горизонтальных планов, открывающихся сквозь обнаженные деревья. Приземистые формы, жесткие, очерченные контуром силуэты, контрастные, но в то же время немного грязноватые цвета хорошо передают природу в это время года.

Константин Федорович Богаевский (1872 – 1943 гг.)
Название работы: «Киммерийская область», 1910 год
Цвет: фиолетовый
Где хранится: Серпуховский историко-художественный музей
Творчество Богаевского, ученика Куинджи, связано с его родиной — восточным Крымом. Исследователи относят его картины к так называемой киммерийской школе, ведущими представителями которой были художники: Иван Айвазовский и Максимилиан Волошин. Киммерией древние греки с VII до нашей эры называли восточную часть Крыма. Кажется, что художник видел свою родную землю глазами пришельца — древнего мореплавателя, впервые ступившего на его берега.
Богаевский создал особый жанр исторического пейзажа — эпический символизм. Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник добивался декоративности и монументальности картин. Александр Бенуа называл Богаевского стилистом, декоратором и поэтом. По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать другой, фантастический мир.

Прогуляться по залам и осмотреть остальные работы можно на сайте музея «Новый Иерусалим».

Оставить комментарий