До Крещения на территории Древней Руси преобладало язычество. Славяне поклонялись многим богам. Верховным божеством был Перун – бог грома, покровитель воинов. Почитались также бог скотоводчества и загробного мира Велес, бог неба Стрибог, женское божество Мокошь и другие. О том, где найти подлинные локации и артефакты древних славян, а также посмотреть на обряды современных неоязычников, читайте в материале портала «Путь-дорога».
Капище в деревне Красотынка принадлежит крупнейшей в России неоязыческой организации – Союзу славянских общин славянской родной веры, который существует с 1997 года.
Основным обрядовым местом в деревне является капище Перуна, где родноверы регулярно устраивают праздники. Отдельные площадки предусмотрены для пира, игр и почитания предков. Еще есть погребальный холм и храм Сварожича, олицетворяющего огонь.
Обычных туристов сюда не пускают, но в крупные праздники, например, на Ивана Купалу, родноверы готовы принять любого гостя. С расписанием празднований можно ознакомиться здесь.
Говорят, что эта глыба – один из девяти осколков священного Алатырь-камня, упоминаемого в средневековых легендах как Пуп земли. За многовековую историю камень оброс легендами и загадками. Большая часть преданий связана с его целебной силой. Однако народная молва гласит, что ритуалы с камнем имели двойственный характер – человек мог как вылечиться, так и быстро умереть.
В настоящее время это место регулярно посещают различные паломники, краеведы и туристы. Посетители обычно набирают воду из ближайшего родника, привязывают ленты к ветвям деревьев, а монолиту оставляют подношения в виде монет и других предметов.
Посреди дремучих лесов и болот стоит некогда богатое село Шатур. Проехать сюда нелегко – деревня считается одним из самых глухих мест в Московской области. По преданию, на месте села было языческое капище, в центре которого стоял вырезанный из дерева идол – ему поклонялись местные племена. Сейчас в селе можно увидеть несколько дачных домиков и полуразрушенную колокольню с кладбищем. Другой возможный языческий артефакт – Змеиный камень – находится к югу от села, недалеко от деревни Сабанино. К нему ведет жуткая тропа через лес.
Загадочный камень близ деревни Веледниково причисляют к так называемым «синим камням», которые описывал в своей работе краевед Игорь Маланин. Культовый камень имеет рукотворную чашу, выдолбленную посередине и напоминающую глаз со зрачком.
Согласно одной из версий, камень использовали для своих нужд меряне – древнее финно-угорское племя. Они и оставили след в породе в виде чаши. Говорят, что валун служил точкой подношения даров славянскому богу Велесу.
Один из самых знаменитых «синих камней» находится на северо-восточном берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском. Издревле камню поклонялись различные племена, населявшие окрестные земли: сначала меряне в VIII-IX веках, а затем и вытеснившие их древние славяне, которые чтили Синий камень наравне с другими своими божествами. Во время праздника весны камень украшали цветами и лентами, вокруг него водили хороводы.
Сегодня к Синему камню продолжают съезжаться люди, чтобы оставить монетку и загадать желание. Говорят, что он лечит от многих болезней и приносит удачу.
Подобные холмы славяне-язычники обычно обустраивали для исполнения своих культовых обрядов. Предполагается, что на вершине устраивали ритуалы и обряды в честь бога северо-восточных славян Ярилы – одного из самых важных и почитаемых славянских богов весеннего солнца и плодородия.
После укоренения христианства на этих землях на вершине Ярилиного холма был основан монастырь. Народное предание гласит, что его основал сам Александр Невский, после чего холм получил свое второе название – Александрова гора.
По преданиям, недалеко от села Радонеж, на холме, располагалось капище «Белые Боги». Языческий алтарь представлял собой полусферу с каменными идолами, которым молились монголы во времена татаро-монгольского нашествия. Это подтверждают архивы с упоминанием жертвенных камней и названия окрестностей: Ханская и Баскакова пустоши.
Энтузиасты прочесали все окрестные леса, но полусферу так и не нашли. Возможно, капище давно разобрали и вывезли, но есть и те, кто уверен, что жертвенный алтарь до сих пор существует.
Мистические места в Подмосковье: Пуп земли, «Белые Боги» и Замри-гора >>
Александр Попович